Воспитатель Ирина Байкина МБДОУ Росинка №4 г.Шарыпово
Проект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптацииПроект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптацииИрина Байкина
Проект «Волшебная песочница» Для детей средней группы в период адаптации Проект составила воспитатель МБДОУ «Росинка» Байкина И. А. г. Шарыпово 2014г. Актуальность разработки и реализации педагогического проекта: Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. .Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочнойтерапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Предлагаемый проект позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность, снять эмоциональное напряжение. Так как моральное и психологическое благополучие ребенка, играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формированию сферы его интересов, общения, самооценки. Цель проекта: Создание условий для эмоционального комфорта детей Для достижения цели выделила следующие задачи: Задачи для детей: -Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры. -Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей -познакомить детей с различными свойствами песка; -активизировать речь детей; -воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; -познакомить с правилами безопасности при играх с песком. Задачи для родителей: Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду. Задачи для педагогов -Обзор методической литературы и дидактических пособий -Создание картотеки игр в песочнице -Подбор детской художественной литературы -Создать условия для проведения игр с песком -Создание мини-музея песка Ожидаемый результат. Создать атмосферу эмоционального благополучия в группе. Наладить доверительные отношения с детьми. Формирование игровых навыков Обогащение родительского опыта Длительность проекта: 3 месяца Участники проекта: Воспитатели группы Байкина И. А. Терентьева Т. И. Дети средней группы Родители и другие члены семьи Материально-техническое обеспечение: Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть с подсветкой. Чистый просеянный песок. Он должен быть крупным или мелким «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх; дидактические пособия. Условия реализации. Условиями реализации предложенного проекта являются следующие: • организация предметно-развивающей среды в группе, • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком. Содержание проекта. Этапы Первый этап- (организационный) поисково-теоретический (сентябрь) • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме • Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза, • Подбор необходимого диагностического инструментария. Второй этап- диагностическо-методический. (сентябрь - октябрь) Анкетирование родителей, анализ полученных данных; Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса; • Планирование деятельности педагогов. Третий этап – реализация проекта (сентябрь – ноябрь) Реализация педагогического проекта. Четвертый этап –(аналитический) (ноябрь) Подведение итогов и анализ результатов проекта Работа с детьми: • Организованная образовательная деятельность с детьми; • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми; • Самостоятельная игровая деятельность детей; • Система коррекционно-развивающих занятий; Условия работы с детьми: • Согласие и желание ребенка. • Творческий подход к проведению занятий. • У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Виды работы в педагогической песочнице: -конструирование из песка; –рисование песком и на песке; –экспериментирование; –составление узоров на песке; –создание картин на песке –игры –создание песочных композиций и “секретов” Методы и приемы песочной терапии: • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения; • Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ; • Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) ; • Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) [11, 8]. Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием пескотерапии: 1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) 2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы». 3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир». 4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. 5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки». 6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки». 7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку. 8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») . «Формы работы с родителями: • Анкетирование, тестирование родителей; • Просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, собраний; • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком; • Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”) ; • Фотовыставка; • Итоговая часть Предполагаемый результат: • У детей: • повысится общий эмоциональный фон; - снизится уровень тревожности; - повысится познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками. • У родителей: - проявится интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ; - повысится психолого-педагогическая культура; • У педагогов: - получат дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми в период адаптации. Используемая литература: • Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. • Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. 1989, N1 • Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г. • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003. • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998 • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005 • Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010 • Заводчикова О. Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. -М. : Просвещение, 2004 • Зубова Г. Г. Первый раз в детский сад. - М. : Сфера, 2005 • Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - N1/2006 Результат реализации проекта: Легкая степень - 12 человек Средняя степень - 9 человек Тяжелая степень- 0 человек Публикации по теме:Проект по ПДДПроект «Наш дом Земля!»Проект «Одежда»Проект «Книжкин дом»Проект «Моя семья»Проект «Мой город»Проект по сказкотерапииПроект «Рождество»Проект «Театр и мы»Проект «Цветной мир.» 5 июня 2016 в 09:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.