Воспитатель Ирина Байкина МБДОУ Росинка №4 г.Шарыпово

Проект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптации

Проект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптации

Ирина Байкина 
Проект «Волшебная песочница» для детей средней группы в период адаптации

Проект

«Волшебная песочница»

Для детей средней группы в период адаптации

Проект составила воспитатель МБДОУ «Росинка» Байкина И. А.

г. Шарыпово 2014г.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочнойтерапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Предлагаемый проект позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность, снять эмоциональное напряжение. Так как моральное и психологическое благополучие ребенка, играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формированию сферы его интересов, общения, самооценки.

Цель проекта: Создание условий для эмоционального комфорта детей

Для достижения цели выделила следующие задачи:

Задачи для детей:

-Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.

-Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей

-познакомить детей с различными свойствами песка;

-активизировать речь детей;

-воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

-познакомить с правилами безопасности при играх с песком.

Задачи для родителей:

Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагогов

-Обзор методической литературы и дидактических пособий

-Создание картотеки игр в песочнице

-Подбор детской художественной литературы

-Создать условия для проведения игр с песком

-Создание мини-музея песка

Ожидаемый результат.

Создать атмосферу эмоционального благополучия в группе. Наладить доверительные отношения с детьми.

Формирование игровых навыков

Обогащение родительского опыта

Длительность проекта: 3 месяца

Участники проекта:

Воспитатели группы Байкина И. А. Терентьева Т. И.

Дети средней группы

Родители и другие члены семьи

Материально-техническое обеспечение:

Деревянный ящик размером 50x70x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть с подсветкой.

Чистый просеянный песок. Он должен быть крупным или мелким

«Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх; дидактические пособия.

Условия реализации.

Условиями реализации предложенного проекта являются следующие:

• организация предметно-развивающей среды в группе,

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Содержание проекта.

Этапы

Первый этап- (организационный) поисково-теоретический

(сентябрь) • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме

• Определение методологии и методики исследования, его понятийного аппарата, проблемы, объекта, предмета, задачи, методы и гипотеза,

• Подбор необходимого диагностического инструментария.

Второй этап- диагностическо-методический.

(сентябрь - октябрь) Анкетирование родителей, анализ полученных данных;

Составление и обсуждение поэтапного плана проекта, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;

• Планирование деятельности педагогов.

Третий этап – реализация проекта (сентябрь – ноябрь) Реализация педагогического проекта.

Четвертый этап –(аналитический)

(ноябрь) Подведение итогов и анализ результатов проекта

Работа с детьми:

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

• Согласие и желание ребенка.

• Творческий подход к проведению занятий.

• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

-конструирование из песка;

–рисование песком и на песке;

–экспериментирование;

–составление узоров на песке;

–создание картин на песке

–игры

–создание песочных композиций и “секретов”

Методы и приемы песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) ;

• Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) ;

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) [11, 8].

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием пескотерапии:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.)

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

«Формы работы с родителями:

• Анкетирование, тестирование родителей;

• Просветительская работа с родителями в форме консультаций, бесед, собраний;

• Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

• Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”) ;

• Фотовыставка;

• Итоговая часть

Предполагаемый результат:

• У детей:

• повысится общий эмоциональный фон;

- снизится уровень тревожности;

- повысится познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

• У родителей:

- проявится интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;

- повысится психолого-педагогическая культура;

• У педагогов:

- получат дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми в период адаптации.

Используемая литература:

• Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.

• Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. 1989, N1

• Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Искусство общения с ребенком, Москва, 2004г.

• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998

• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб. : «Речь», 2005

• Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб. : «Детство-Пресс», 2010

• Заводчикова О. Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей. -М. : Просвещение, 2004

• Зубова Г. Г. Первый раз в детский сад. - М. : Сфера, 2005

• Кузуб Н., Осипук Э., В гостях у Песочной Феи. Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста// Вестник практической психологии образования - N1/2006

Результат реализации проекта:

Легкая степень - 12 человек

Средняя степень - 9 человек

Тяжелая степень- 0 человек


Публикации по теме:Проект по ПДДПроект «Наш дом Земля!»Проект «Одежда»Проект «Книжкин дом»Проект «Моя семья»Проект «Мой город»Проект по сказкотерапииПроект «Рождество»Проект «Театр и мы»Проект «Цветной мир.»
5 июня 2016 в 09:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.